Гознак МПФ
О нас Руководители Документы Продукция Способы защиты Для клиентов Отзывы Контакты
Русский язык rus •  English language eng


 

 

Вид Кремлевского строения. Гравер - М.Г. Эйхлер

Считается, что возведение первой серьезной крепости на Боровицком холме было начато в 1156 году, во времена Юрия Долгорукого. Та крепость занимала примерно треть территории нынешнего Кремля. В первой половине XIV века, при Иване Калите, были возведены мощные оборонительные укрепления — из дубовых бревен, диаметр которых достигал 70 см. Одновременно строятся княжеские хоромы, митрополичьи палаты, соборы. Кремль становится не просто резиденцией русских царей и оборонительным сооружением, но и средоточением русских святынь. А во второй половине XIV века князь Дмитрий Донской возводит вокруг Кремля первые белокаменные стены. К этому моменту территория Кремля расширилась практически до его нынешних пределов. В конце XV века появляются зубчатые кирпичные стены. Кремль становится самым значительным фортификационным сооружением в Европе. В допетровское время в Кремле решались вопросы престолонаследия, заседала боярская дума, проводились православные соборы. И даже после того, как Петр I перенес столицу в Петербург, коронации российских императоров по.прежнему проходили в Успенском соборе Кремля.

 

 

 

 

Вид Кремлевского строения и его окружностей. Гравер - Ф.Б. Лорье

Вид кремлевского строения и его окружностей. Виды Москвы. Ныне существующие стены Кремля были возведены при Иване III, в конце XV века. Строили их итальянские архитекторы. Общая длина кремлевских стен — около 2,5 километра. Их высота колеблется от 5 до 19 метров, толщина — от 3,5 до 6,5 метра. Зубцы имеют толщину 65–70 см, их высота — 2–2,5 метра. В стволе части зубцов сделаны бойницы. Всего на стенах Кремля 1045 зубцов. В древности стены Кремля были покрыты двухскатной деревянной кровлей, которая укрывала в непогоду стрельцов и предохраняла от дождя саму стену. Однако в XVIII веке кровля сгорела, и восстанавливать ее уже не стали. Стены Кремля расчленяются 18 башнями. Кроме того, есть еще настенная Царская и выносная Кутафья башни. После возведения зубчатых кремлевских стен иностранные путешественники стали называть Кремль — «замком». Эксперты считают, что при желании действительно можно найти определенное сходство с некоторыми европейскими замками — в частности, итальянскими, — однако сходство это чисто внешнее. В отличие от европейских замков, Кремль всегда был центром общественной жизни и местом «особой государственной святости».

 

 

 

 

Вид Спасских ворот. Гравер - Ф.Б. Лорье

Главные ворота Кремля — Спасские — ведут свою историю с конца XV века. Именно тогда на этом месте были построены Фроловские ворота, названные так, поскольку поблизости располагалась церковь Фрола и Лавра. В двадцатых годах XVII века на этом месте появилась пирамидальная башня. Спустя пару десятилетий через ее ворота крестным ходом был пронесен в Успенский собор образ Нерукотворного Спаса. Вскоре на воротах был поставлен образ Спасителя в золотой ризе и из Фроловских они превратились в Спасские. Тогда же, в 1648 году, указом царя Алексея Михайловича было повелено ходить через эти ворота только с непокрытой головой, а если кто ослушается и шапки не снимет — тот должен будет публично положить 50 земных поклонов или же стерпеть наказание батогами. Впрочем, по мнению многих историков, обычай проходить через ворота без головных уборов существовал и раньше, когда они еще назывались Фроловскими, — поскольку издавна они считались самыми священными из всех кремлевских ворот, так как всегда использовались для царских выездов, торжественных выходов патриарха и встреч иностранных послов.

 

 

 

 

Вид Москвы с балкона по правую сторону. Гравер - М.Г. Эйхлер

В летописях Кремлевский дворец впервые упоминается как дворец великого князя Ивана Даниловича Калиты. Хотя весьма вероятно, что построен тот дубовый дворец мог быть еще во времена Юрия Долгорукого. Каменный дворец на этом месте появился в конце XV века. Судьба у главного дворца русских царей оказалась беспокойной — он становился жертвой то пожаров, то борьбы за престол, в результате чего неоднократно перестраивался и отстраивался заново. В начале XVIII века Кремлевский дворец окончательно утратил свое значение дворца императорского — Петр I предпочел Москве Петербург, и дворец пребывал в запустении. В 1737 году он, сильно обветшавший, еще раз пострадал от пожара. А в сороковые годы дворец по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны был разобран, и на его месте построен новый — по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Обновленный Кремлевский дворец состоял из двух строений: основного корпуса и тронного зала, отделка которых была выполнена на западный манер. Во время войны 1812 года дворец подвергся значительным разрушениям. А в 1838 году под руководством архитектора Константина Андреевича Тона началось строительство нового Кремлевского дворца.

 

 

 

 

Вид Москвы с балкона по левую сторону. Гравер - М.Г. Эйхлер

Главный московский архитектурный замысел Екатерины II остался неосуществленным — это Большой Кремлевский дворец, возведение которого было поручено архитектору Василию Ивановичу Баженову. Новый дворец, по замыслу автора, своим величием и масштабами должен был превзойти все существующие. Сам архитектор говорил, что, увидев его творение, «народы европейские… объяты будут удивлением величавости и огромности оного и не увидят уже красоты своих собственных великолепностей». Чтобы построить задуманное, потребовалось бы снести пол.Кремля — и работы в этом направлении в свое время даже начались (так, была разобрана южная стена Кремля). «Но что не сбудется, где хочет божество? Баженов! Начинай, — уступит естество!» — написал поэт Гавриил Державин по случаю начала строительства. Которое, однако, вскоре после этого прекратилось. Единственное, что осталось от баженовского проекта, — искуснейший и весьма монументальный макет длиной 17 метров и шириной 6 метров. Для него на территории Кремля был выстроен специальный Модельный дом с большим восьмигранным залом. Чтобы продемонстрировать императрице, макет на нескольких подводах возили в Санкт.Петербург в разобранном виде, потом снова собирали, исправляли, доделывали…

 

 

 

Вид Старой площади. Гравер - Х. Гуттенберг

В прежние времена строгой официальной привязки названий к конкретным местам не существовало. Пример тому — Красная площадь, которая в разных источниках, кроме своего нынешнего привычного названия, именуется и Торговой, и Троицкой, и Пожаром. Однако, как бы ее ни называли, с момента своего возникновения Красная площадь всегда была главной площадью Москвы. Хотя на настоящую площадь поначалу мало походила, более всего своим внешним видом напоминая рынок — с палатками, лотками, лавками. Это было самое бойкое торговое место старой Москвы, и царившая здесь рыночная стихия плохо поддавалась неоднократным попыткам московских властей как.то ее упорядочить. Тем не менее с годами Красная площадь менялась — появлялись новые строения, сносились старые. Так, в восьмидесятых годах XVIII века площадь приобрела более торжественно.парадный вид: двухэтажные торговые ряды, масляные фонари на высоких столбах… Но дух площади остался прежним, чему свидетельство — картина Делабарта, запечатлевшая площадь в самый разгар торговли: здесь и кареты, и подводы с товарами, и многочисленные покупатели, торгующиеся с не менее многочисленными продавцами… Кстати, на тот момент Красная площадь еще не была вымощена — это произошло лишь в 1804 году.

 

 

 

 

Дом Пашкова. Гравер - Ф.Б. Лорье

Не знаю, носил ли он в народе особую кличку, но дети прозвали его волшебным замком. На горе, отличающейся самобытной архитектурою, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр. Как, бывало, ни идешь мимо дома, так и прильнешь к железной решетке; глазеешь и любуешься; и всегда решетка унизана детьми и простым народом», — писал в XIX веке поэт Петр Вяземский о доме Пашкова. Роскошный дворец из белого камня, построенный напротив Кремля на Ваганьковском холме, дом Пашкова удивительным образом сочетает античную строгость с московской узорчатостью. Большинство специалистов полагает, что автором этого шедевра русского классицизма является знаменитый зодчий Василий Баженов, который построил дом по
заказу отставного офицера Петра Пашкова, сына денщика Петра Великого. С домом Пашкова связано множество легенд. Рассказывали, что под домом якобы проходил подземный ход из Замоскворечья к Кремлю… Что где.то под ним, в глубинах Ваганьковского холма, может храниться легендарная библиотека Ивана Грозного. Наконец, по легенде, в парадном зале именно этого дома Наташа Ростова на своем первом балу танцевала с Андреем Болконским (хотя в «Войне и мире» Льва Толстого действие происходит в Петербурге на Английской набережной). Любопытно, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх.Сегодня Пашков дом — одно из зданий Российской государственной библиотеки. Его реконструкция была завершена в 2007 году.

 

 

Вид Яузского моста и Дом Шапкина. Гравер — Ф. Б. Лорье

Российская императрица Екатерина II называла Москву «сосредоточием нескольких миров». «Некоторые кварталы этого огромного мира кажутся совершенно пустырями, иные — густо населены; одни походят на бедные деревушки, другие имеют богатый вид», — так описывал Москву второй половины XVIII века один из иностранных путешественников. Каменные дома, порой являвшие собой настоящие дворцы, были сосредоточены в основном в той части Москвы, которая называлась Белым городом. Один из образцов такой роскошной усадьбы — дом на Таганском холме, некогда соперничавший со знаменитым домом Пашкова. В картине Делабарта он назван «домом Шапкина», хотя строили его вовсе не для Шапкина (заказчиком дома являлся купец Суворщиков). Шапкин лишь некоторое — весьма непродолжительное — время этим домом владел (сегодня эта усадьба больше известна по имени другого владельца — генерала от инфантерии Тимофея Тутолмина — как «дом Тутолмина»). Трехэтажный дом украшали бельведер, портик с колоннадой коринфского стиля. Дорогая мебель, картины, стату, предназначенный для представлений большой зал с хорами и примыкавший к нему бальный зал, зимний сад — всё было в этом дворце. В конце XVIII века отсюда открывался изумительный вид на Кремль и Москву.

 

 

 

 

Вид Серебренических бань и окружностей их в Москве. Гравер - М.Г. Эйхлер

"Москва без бань — не Москва", — утверждал в своей книге «Москва и москвичи» Владимир Гиляровский. Уже в начале XVIII века в Москве было 1500 бань на частных дворах и в городских усадьбах, а также 70 общественных бань.Бани, как правило, строились у реки — чтобы было откуда воду брать и куда окунуться после жаркой парилки. Каждому сословию полагались свои бани. При окраинных, «простонародных» банях никаких удобств не было. «У большинства даже уборные были где-нибудь во дворе: во все времена года моющийся должен был в них проходить открытым местом и в дождь, и в зимнюю вьюгу», — писал Владимир Гиляровский. В числе таких бань были и Серебренические бани на Яузе. Бадьи с водой из реки поднимали с помощью двух огромных «журавлей» и опрокидывали их в желоб, ведущий в главный банный резервуар. Заезжих иностранцев в особое изумление приводила привычка русских к купанию после бани в холодной воде или в снегу. Вот как описывал это один из английских путешествен.ников: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бани в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз».  

 

 

 

Вид Подновинского предместья. Гравер - Х. Гуттенберг

Москвичи умели веселиться — в праздники на Красной площади, в Марьиной роще, у Пресненских прудов, на Девичьем поле, на Ходынском поле устраивались многолюдные улянья. В XVIII веке особой популярностью стали  пользоваться Подновинские гулянья — на поле близ Новинского монастыря. Из московского путеводителя 1824 года: «С раннего утра звуки труб и огромных барабанов извещают проходящих, что храмы веселья и забав будут открыты даже до ночи. Здесь пастушеская свирель затянула народную песню, и к ней присоединился громкий хор цыганок, там паяц до надсады кричит публике, приглашая всех смотреть представления, «каких никогда еще не видано»! Зрелища сменяются одно другим, толпы густеют; кареты, служа на ту пору вместо подвижных лож, останавливаются…» Карусели, качели, балаганы, цирки.шапито, кукольные театры, бесчисленные «ресторации», трактиры и чайные — все было здесь. На Новинском состоялся и дебют первого в России парового локомотива. Еще не было построено в стране ни одной магистральной железной дороги, а на площади уже развлекали публику, катая ее по чугунным «колеям» на маленьких тележках.вагончиках, прицепленных к дымящемуся «пароходу». Побывать на Пасху «под Новинским» было почти обязательно не только для простолюдинов, но и для московского «высшего общества». Представители самых именитых семейств восседали в каретах и колясках, медленно круживших по бульвару…

 

 

 

Вид ледяных горок. Гравер - Г.Х. Оберкоглер

Самым веселым праздником в Москве в те времена была, пожалуй, Масленица. А одна из самых излюбленных забав на Масленицу — катание с ледяных горок. Самые людные катания проходили обычно в четверг масленичной недели. Огромные ледяные горки устраивались на Красной площади, на берегах Москва.реки и Неглинки (она тогда протекала по самому центру города, у стен Кремля). Возле горок шла бойкая торговля горячим сбитнем и чаем, пирогами и блинами, сладостями и орехами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой — Петрушка. Но главной была сама «катальная потеха», которую многие иностранцы находили занятием «более опасным, нежели веселым». Вот как эту забаву описывает один из зарубежных гостей: «У крутого, обледеневшего спуска реки уже вовсю шла потеха. Наверху стоял стол с водкой, которой — «на дорожку» — угощали катающихся. Под горой расположился оркестр, вокруг собрались толпы наблюдающих. Несколько человек садились гуськом, держась друг за друга, на соломенный коврик. Катальщики на огромной скорости неслись с горы, задрав ноги кверху, чтобы не покалечить их и не приехать вниз нагишом, — брюки, если не были прочны, рвались в клочья. Как только коврик с катающимися сталкивали сверху, начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся». Позже стали появляться деревянные горки, а на смену коврикам из рогожки пришли санки.

 

 

 

Вид Каменного моста и его окружностей. Гравер -  М.Г. Эйхлер

До конца XVII века берега Москва-реки соединяли так называемые «живые» мосты. Делали их из дерева и перед весенним половодьем обычно разбирали. Строить первый постоянный каменный мост было решено в 1643 году — по указу царя Михаила Федоровича. За дело взялся мастер из Страсбурга Кристлер. Процесс растянулся на десятилетия — в 1645 году умерли и царь, и мастер, после чего дело застопорилось. В результате мост появился только в восьмидесятых годах XVII века. Длина моста составляла 170 метров, ширина — 22 метра. По его обеим сторонам располагались крытые торговые лавки. Мост назвали Всехсвятским (по имени ближайшей церкви). Каменным его стали называть позже. После наводнения 1783 года мосту потребовался капитальный ремонт. Стоил он таких денег, что в народе появилось выражение «дороже Каменного моста». Каменным — не только по названию, но и по содержанию — этот мост оставался до середины XIX века. В 1857 году он был разобран и на его месте возведен первый в Москве железный мост на каменных опорах. А в 1938 году по на этом же месте появился современный мост. Длина Большого Каменного моста (так он называется) вместе с подъездами — 487 метров, ширина — 40 метров.

 

 

 

Назад >>> 

 

 

Новости Партнеры Конкурсы,тендеры Поликлиника База отдыха Вакансии Карта сайта Книги, гравюры



Посетителей:
всего -
сегодня -