Гравюра лицевой стороны государственного кредитного билета достоинством 50 рублей 1899 года. Тираж 100 штук.
Металлографские портретные гравюры, появившиеся на российских бумажных деньгах во второй половине XIX века, были не просто украшением — они сами по себе являлись серьезной преградой на пути фальшивомонетчиков. Воспроизвести столь сложные гравюры кустарным способом было практически нереально. Защитный эффект этих гравюр был велик. Экспедиция заготовления государственных бумаг не стала использовать водяной знак. Впрочем, к тому времени при производстве российских бумажных денег вот уже несколько лет как использовался еще один особый вид печати, усиливавший их защищенность. Это — орловская печать. На рубеже девяностых годов позапрошлого века ткацкий инженер Иван Иванович Орлов сделал изобретение, ставшее поистине переломным в производстве бумажных денег. Орлов придумал, каким образом можно при печатании денежного знака одновременно наносить четыре краски (до этого краски наносились поочередно: сперва один цвет, затем — другой и т. д.). В результате достигалась поразительная точность совпадения красок, что особенно было заметно на стыках линий, переходящих из одного цвета в другой. Впервые орловскую печать применили при изготовлении кредитных билетов 25-рублевого достоинства образца 1892 года. Орловский способ печати и по сей день применяется при производстве банкнот.
Гравюра лицевой стороны государственного кредитного билета достоинством 25 рублей 1909 года. Тираж 100 штук.
С 1905 года началась постепенная замена бумажных денежных знаков на кредитные билеты новых образцов. Первым из серии был выпущен кредитный билет достоинством 3 рубля в 1905 году. В 1909 году в обращение были выпущены кредитные билеты достоинством 5, 10 и 25 рублей. Банкноты малых номиналов — 5 и 10 рублей — портретов не имели, кредитный же билет достоинством 25 рублей был украшен портретом императора Александра III (с фотографии С. Левицкого), который повторялся в виде водяного знака. В сочетании с 50-рублевым кредитным 1899 года билетом (с портретом Николая I), а также вышедшими в 1910 году 100-рублевой (с портретом Екатерины II) и в 1912 году 500-рублевой (с портретом Петра I) банкнотами была образована серия, которую сегодня иногда называют «романовской». Естественно, далеко не каждый житель Российской империи тех лет мог положить в карман «катеньку» или «петрушу». Кредитные билеты 25-рублевого достоинства были, безусловно, более востребованы. Средний рабочий в первой декаде XX века зарабатывал 20–25 рублей в месяц (в пересчете на золото это составляло около 17 граммов). Фунт говядины (410 граммов) в те времена стоил 14 копеек, фунт сала — 28 копеек, бутылка молока (около 0,7 литра) — 10 копеек, фунт хлеба — 2 копейки.
Гравюра лицевой стороны государственного кредитного билета достоинством 100 рублей 1910 года. Тираж 100 штук.
Императрица Екатерина II в истории российской бонистики занимает особое место. Именно в ее царствование в России появились первые бумажные деньги. В 1769 году императрица издала манифест, провозгласивший начало обращения в России так называемых ассигнационных листов. Деньги эти были односторонними; типографская печать выполнялась в одну — черную — краску. Спустя столетие портрет Екатерины II появился на российских денежных знаках. В 1866 году при печати бумажных денег в России впервые стали использовать металлографию, и в этой первой «портретной» серии банкнот был выпущен 100-рублевый кредитный билет с изображением императрицы. Тот же портрет появился и на 100.рублевой банкноте образца 1898 года. Однако самой знаменитой стала, безусловно, «катенька» выпуска 1910 года. Эта банкнота — наглядный пример того, какой путь прошла Россия в искусстве создания денег за те 140 лет, что минули с выхода первой бумажной ассигнации. Сложнейшая гравюра, искуснейший водяной знак, высочайшее качество изготовления — все это и по сей день вызывает искреннее восхищение мастерством художников, граверов и печатников Экспедиции заготовления государственных бумаг.
Гравюра лицевой стороны государственного кредитного билета достоинством 500 рублей 1912 года. Тираж 100 штук.
Выпущенная в 1912 году 500-рублевая банкнота, прозванная в народе «петрушей» (поскольку в ее оформлении использовался портрет Петра I) — самая крупная по размеру среди российских бумажных денег (ее длина — 27,3 см, ширина — 12,7 см). Да и по покупательной способности ей не найти равных — после реформы Витте на российских деньгах появились надписи, что Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы и что 1 рубль содержит 17,494 доли чистого золота. Однако ценится эта банкнота — как и вышедшая двумя годами раньше 100-рублевая «катенька» — прежде всего за художественное исполнение. Не случайно разработка этих кредитных билетов растянулась на десятилетие. Изысканные и очень сложные гравюры сделали эти банкноты непревзойденными шедеврами мировой бонистики. За основу лицевой стороны 500-рублевого кредитного билета была взята композиция художника Р. Ресслера; в овальную рамку вставлен портрет императора Петра Великого работы Ф. Томашевского; композиционно банкноту завершал Р. Заррин. Принято считать, что молодая женщина, держащая в правой руке скипетр, а в левой лавровую ветвь, — это аллегорическое изображение России. 500-рублевая банкнота 1912 года была напечатана на бумаге с водяными знаками: справа, на белом купоне, — водяной знак в виде портрета Петра I, а по всему полю в шахматном порядке — изображение номинала. Однако сложнейшая гравюра этого кредитного билета сама по себе служила надежной защитой от подделок.
Гравюра лицевой стороны государственного кредитного билета достоинством 100 рублей 1947 года. Тираж 100 штук.
В 1947 году в Советском Союзе была проведена масштабная денежная реформа. Подготовка к ней велась несколько лет (идея проведения реформы родилась еще до окончания Великой Отечественной войны) в условиях строжайшей секретности. В ходе реформы 1947 года наличные бумажные деньги в СССР обменивались на новые в соотношении 1 «новый» рубль за 10 «старых» рублей. На обмен отводилась всего неделя. Все не предъявленные к обмену в установленные сроки наличные деньги теряли платежную силу и аннулировались. Новые купюры делились на казначейские (номиналом 1, 3 и 5 рублей) и банковские (номиналом 10, 25, 50 и 100 рублей) билеты. Говорят, что при подготовке этой реформы Сталин лично просматривал все предлагаемые эскизы. Ни один из них ему не понравился, и он в сердцах сказал художникам, что, коли те не могут сами придумать ничего хорошего, пусть поучатся у предшественников. После этого был создан очередной эскиз 5.рублевой банкноты, внешний вид которой сильно напоминал купюру аналогичного достоинства выпуска 1909 года. Эскиз был одобрен. Стиль, в котором выполнена серия 1947 года, принято называть советским имперским стилем.
Гравюра оборотной стороны государственного кредитного билета достоинством 100 рублей 1947 года. Тираж 100 штук.
Автором советских денежных билетов 1947 года является Иван Дубасов, главный художник «Гознака». Эти деньги могли выглядеть совсем иначе: на первом варианте эскизов, подготовленных Иваном Дубасовым, предлагалось разместить на банкнотах изображения «Рабочего и колхозницы», сталеваров, женщин Средней Азии в национальных костюмах. В другой серии эскизов использовались портреты полководцев и картины батальных сцен… Однако в итоге на банковских билетах 1947 года появился портрет Ленина. Денежные знаки 1947 года — не единственные, к внешнему виду которых имел отношение Иван Дубасов. «Человеком, который рисует деньги», он стал в 1924 году, когда в качестве художника «Гознака» выполнял заказ на оформление временных бумажных бон номиналом 1, 2, 3, 5, 20 и 50 копеек. Потом были эскизы казначейских билетов самых разных номиналов, были знаменитые червонцы 1937 года, на которых впервые появился портрет Ленина (работы Альфреда Эберлинга), были новые казначейские билеты образца 1938 года… Многие предложения Дубасова не были реализованы — так, в тридцатые годы он предложил использовать на советских деньгах портреты государственных и других деятелей страны, подобно «президентскому сериалу» на американских долларах. Последней денежной реформой, в которой принял участие художник Дубасов, стала реформа 1961 года. Впрочем, его разработками гознаковские художники пользовались и в дальнейшем — в том числе при работе над банкнотами образца 1991 года.
Гравюра лицевой стороны государственного кредитного билета достоинством 100 рублей 1947 года. Тираж 100 штук.
Денежные знаки образца 1961 года — настоящие долгожители: в обращении они находились в течение 30 лет, до 1991 года. По сравнению с бумажными деньгами 1947 года новые купюры были очень маленькими. Существуют две легенды, объясняющие эту резкую перемену в размерах. Согласно первой из них, размер денег изменил лично Никита Хрущев: якобы когда ему принесли эскизы на рассмотрение, он схватил ножницы и собственноручно подрезал будущие деньги. Другая версия — более приземленная. Согласно ей, Госбанк в то время закупил за границей машинки для счета денег. Однако техника была рассчитана на купюры небольшого размера, и советские банкноты пришлось тоже уменьшать. Еще одна особенность дензнаков 1961 года — на них появилось новое изображение Ленина (до этого с 1937 года в оформлении советских денег использовался портрет Ленина работы Альфреда Эберлинга с фотографии Оцупа). Художником «Гознака» Соколовым был создан барельеф Ленина, ставший за три десятилетия хождения этих денег одним из символов советской эпохи.
Гравюра лицевой стороны государственного кредитного билета достоинством 5000 рублей серии 1997 года. Тираж 100 штук.
Самая «старшая» в российском банкнотном ряду банкнота — номиналом 5000 рублей — была введена в обращение в 2006 году. Многие эксперты убеждены, что по степени защищенности она может успешно соперничать с ведущими мировыми валютами. В защитный комплекс этой банкноты входят: многотоновый водяной знак, совмещенный с филигранным; защитная нить «Хамелеон»; лазерная микроперфорация; скрытый муаровый узор; различные цветопеременные краски; защитные волокна и еще ряд визуальных, машиночитаемых и экспертных защитных признаков. 5000-рублевая банкнота продолжила так называемую «городскую серию» образца 1997 года. На ней запечатлен Хабаровск — форпост освоения Россией Дальнего Востока. До этого в дизайне российских купюр использовались образы Великого Новгорода (5 рублей), Красноярска (10 рублей), Санкт-Петербурга (50 рублей), Москвы (100 рублей), Архангельска (500 рублей) и Ярославля (1000 рублей). На лицевой стороне 5000-рублевой банкноты изображен памятник Николаю Муравьеру-Амурскому работы Опекушина, установленный в Хабаровске в конце XIX века и восстановленный в XX веке (граф Муравьев-Амурский являлся губернатором Хабаровского края в течение 14 лет). На оборотной стороне — мост через реку Амур в Хабаровске. Кстати, впервые в российской истории купюра номиналом 5000 рублей появилась в 1918 году. По 2006 год банкноты этого номинала выпускались еще семь раз: в 1919, 1921, 1922, 1923, 1992, 1993 и 1995 годах.
Гравюры лицевых сторон государственных кредитных билетов достоинством 100 рублей (1910 г.) и 500 рублей (1912 г.) изготовлены металлографическим способом печати ограниченным тиражом.
На внешний вид российских банкнот начала XX века огромное влияние оказало новое направление в изобразительном искусстве. На рубеже веков на смену романтизму и «русскому» стилю приходит модерн – с его приверженностью к ассиметрии, орнаментальности и декоративности. На бумажных деньгах того времени не встретишь резких линий и прямых углов. В моде – плавность форм. Волнистые линии вплетаются в изысканные растительные орнаменты, и невозможно понять, где заканчивается один изобразительный элемент и начинается другой. В тот момент с Экспедицией заготовления государственных бумаг сотрудничали знаменитые граверы и живописцы: Рейхель, Лундин, Ксидиас, Билибин, Зауэрвейд, Зарринш. Кредитные билеты достоинством 100 и 500 рублей, выпущенные соответственно в 1910 и 1912 годах, по праву считают вершиной творчества работников Экспедиции заготовления государственных бумаг. Тем обиднее, что срок жизни этих денег оказался очень коротким. С вступлением России в Первую мировую войну был на полную мощность запущен «печатный станок». В июле 1914 года кредитные билеты перестали обеспечиваться золотом, и в денежной реформе Витте была поставлена точка. Через год в обращении появились деньги-суррогаты – так называемые деньги-марки.
Назад >>>
|